Отчет о результатах оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования Волжский сельсовет Курманаевского района за 2023 год
Отчет о результатах
оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования
Волжский сельсовет Курманаевского района
за 2023 год
26.07.2024г.
Оценка эффективности налоговых расходов за 2023 год проведена в соответствии с основными положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 №796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Порядком формирования перечня налоговых расходов муниципального образования Волжский сельсовет и порядком оценки налоговых расходов муниципального образования Волжский сельсовет утвержденным Постановлением Администрации Волжского сельсовета от 20.07.2020 № 65-п.
Для проведения оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования Волжский сельсовет использовались данные о категориях налогоплательщиков, о суммах выпадающих доходов и количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся льготами, представленные МИФНС России № 3 по Оренбургской области (отчет 5-МН).
В соответствии с Порядком сформирован перечень налоговых расходов муниципального образования Волжский сельсовет.
В зависимости от целевой категории определены основные виды налоговых расходов на территории Волжского сельсовета: технические, социальные и стимулирующие.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.06.2019 №796 (редакция от 09.12.2022) «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» оценку результативности налоговых расходов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) допускается не проводить в отношении технических налоговых расходов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
В ходе проведения оценки эффективности налоговых расходов осуществлялась оценка целесообразности (востребованность налоговых расходов, соответствие их целям и задачам соответствующих муниципальных программ и (или) целям социально-экономической политики) и их результативности.
Оценка эффективности налоговых расходов проводилась в целях минимизации риска предоставления неэффективных налоговых льгот.
Результаты оценки эффективности налоговых расходов используются при формировании проекта бюджета муниципального образования Волжский сельсовет и проекта консолидированного бюджета муниципального образования Курманаевский район на очередной финансовый год и плановый период.
В 2023 году на территории муниципального образования Волжский сельсовет согласно федеральному налоговому законодательству и в соответствии с решениями Совета депутатов муниципального образования Волжский сельсовет, льготы предоставлялись по земельному налогу. По налогу на имущество физических лиц льготы не предоставлялись.
Порядок налогообложения земельных участков на территории муниципального образования Волжский сельсовет установлен решением Совета депутатов муниципального образования Волжский сельсовет №121 от 29.11.2019 «Об утверждении Порядка уплаты земельного налога на территории муниципального образования Волжский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области» с внесенными изменениями.
На территории муниципального образования Волжский сельсовет, освобождены от уплаты земельного налога следующие категорий налогоплательщиков:
- организации и учреждения, финансируемые из бюджетов муниципального образования Курманаевский район и муниципального образования Волжский сельсовет;
- ветераны Великой Отечественной войны, вдовы участников Великой Отечественной войны;
- инвесторы, реализующие инвестиционные проекты на территории муниципального образования Волжский сельсовет.
Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования Волжский сельсовет в 2023 году составил 7 085,0 тыс. рублей, из них земельный налог 793,1 тыс. рублей.
Объем налоговых расходов муниципального образования Волжский сельсовет в 2023 году по данным МИФНС №3 по Оренбургской области составил 61,0 тыс. рублей. Их доля в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования Волжский сельсовет в отчетном году составила 0,86 %.
Информация о структуре налоговых расходов за период 2021-2022 годов представлена в таблице 1.
Таблица1
Структура налоговых расходов за период 2022-2023 годов
Наименование показателей |
2022 год |
2023 год |
||
тыс. рублей |
% |
тыс. рублей |
% |
|
Предоставленные налоговые льготы решением Совета депутатов муниципального образования Волжский сельсовет №121 от 29.11.2019 с внесенными изменениями, всего |
92,0 |
100 |
61,0 |
100 |
в том числе: |
|
|
|
|
Технические налоговые расходы (направленные на исключение встречных финансовых потоков) |
92,0 |
100 |
61,0 |
100 |
Социальные налоговые расходы (имеющие социальную направленность) |
0 |
0 |
0 |
0 |
Стимулирующие налоговые расходы (направленные на развитие инвестиционной деятельности) |
0 |
0 |
0 |
0 |
Основной объем налоговых расходов в 2023 году приходится на технические налоговые расходы (100%) которые представлены налоговыми льготами по земельному налогу для организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов муниципального образования Курманаевский район и муниципального образования Волжский сельсовет. В 2022 году удельный вес технических налоговых расходов в общем объеме налоговых расходов составлял 100%.
Оценка эффективности применения стимулирующих налоговых расходов
Предоставление льгот по земельному налогу инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории муниципального образования Волжский сельсовет необходимо для формирования благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования Волжский сельсовет. В 2023 году на территории данного совета отсутствовали инвесторы, соответственно, налоговая льгота осталась невостребованной. Ситуация в любой момент может измениться, следовательно, льготу по земельному налогу данной категории налогоплательщиков целесообразно сохранить.
Оценка эффективности применения социальных налоговых расходов
В соответствии со статьей 3 решения Совета депутатов муниципального образования Волжский сельсовет №121 от 29.11.2019 «Об утверждении Порядка уплаты земельного налога на территории муниципального образования Волжский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области» с внесенными изменениями льготы по земельному налогу установлены для налогоплательщиков-физических лиц, относящихся к социально незащищенным группам населения, представленным в таблице 2.
Таблица 2
Социальные налоговые расходы
№ п/п |
Фискальные характеристики налоговых расходов |
Значение показателя |
Темп роста (снижения) 2022 года к 2021 году, % |
|
2022 год |
2023 год |
|||
1. |
Объем налоговых расходов в результате освобождения от налогообложения социально незащищенных групп населения, тыс. руб., в том числе в результате освобождения от налогообложения: |
0 |
0 |
0 |
1.1. |
ветеранов ВОВ, вдов участников ВОВ, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
2. |
Численность налогоплательщиков, воспользовавшихся льготой, чел. |
0 |
0 |
0 |
3. |
Общее количество налогоплательщиков относящихся к льготной категории, ед. |
0 |
0 |
0 |
Оценка целесообразности и результативности налоговых расходов по земельному налогу в отношении лиц,
относящихся к социально незащищенным группам населения
Целью налогового расхода является повышение социальной защищенности отдельных категорий граждан путем сохранения их доходов.
Налоговый расход соответствует цели структурного элемента муниципальной программы:
Налоговый расход (целевая категория) |
Наименование муниципальной программы |
Наименование муниципальной подпрограммы |
Цель и задача муниципальной программы |
Освобождение от налогообложения ветеранов Великой Отечественной войны, вдов участников Великой Отечественной войны, (социальная) инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории муниципального образования Волжский сельсовет (стимулирующая)
|
Устойчивое развитие территории муниципального образования Волжский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области |
Организация деятельности муниципального образования Волжский сельсовет на решение вопросов местного значения и иные мероприятия в области муниципального управления |
Исполнение полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, а также обеспечение устойчивого развития и совершенствования местного самоуправления, направленного на эффективное решение вопросов местного значения; повышение уровня жизни и социальной защищенности (в том числе путем снижения доли расходов на оплату обязательных платежей отдельной категории граждан) |
Применение налогового расхода способствует снижению налогового бремени населения, повышению уровня и качества жизни граждан, снижению социального неравенства, что способствует направлению муниципальной программы.
Предоставление данного вида льгот носит заявительный характер.
Востребованность налоговой льготы определяется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков. Востребованность налоговой льготы за период 2019-2023 гг. составила:
- ветераны Великой Отечественной войны, вдовы участников Великой Отечественной войны
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, чел. |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Общая численность плательщиков, чел. |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
Востребованность, % |
33,3 |
33,3 |
50,0 |
0 |
0 |
По состоянию на 01.01.2024 года на территории муниципального образования Волжский сельсовет нет граждан, относящихся к льготной категории. Но ситуация может измениться.
Оценка результативности социального налогового расхода
Одним из показателей (индикатором) достижения целей муниципальной программы является повышение социальной защищенности отдельных групп населения. В 2023 году данная цель не была достигнута в связи с отсутствием заявлений от налогоплательщиков, относящихся к льготной категории.
Оценка бюджетной эффективности социальных налоговых расходов
При предоставлении налоговых льгот по земельному налогу социально незащищенным группам населения альтернативные механизмы достижения целей отсутствуют.
Эффективность льготы оценивается показателем социальной защищенности определенных слоев населения муниципального образования Волжский сельсовет. Экономический эффект в 2023 году не достигнут.
Вывод: Вывод: поскольку налоговый расход носит социальный характер, направлен на поддержку социально незащищенных групп населения, отвечает общественным интересам, способствует решению социальных задач муниципальной программы по повышению уровня и качества жизни отдельных категорий граждан, является целесообразным, не оказывает отрицательного влияния на экономическое развитие муниципального образования Волжский сельсовет, его действие признано эффективным.
По результату проведенной оценки эффективности налоговых расходов муниципального образования Волжский сельсовет льготы, предоставляемые решением Совета депутатов муниципального образования Волжский сельсовет №121 от 29.11.2019 «Об утверждении Порядка уплаты земельного налога на территории муниципального образования Волжский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области» с внесенными изменениями в виде полного освобождения от уплаты земельного налога необходимо сохранить.
Поскольку на территории Волжского сельского совета не проживают ветераны Великой Отечественной войны и вдовы участников Великой Отечественной войны, решением Совета депутатов №121 от 25.10.2023 «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 29.11.2019 №121 «Об утверждении Порядка уплаты земельного налога на территории муниципального образования Волжский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области» льгота данной категории налогоплательщиков отменена с 01.01.2024 года.
По решению Совета депутатов от 21.05.2024 №139 «О внесении изменений в решение Совета депутатов от 29.11.2019 №121 «Об утверждении Порядка уплаты земельного налога на территории муниципального образования Волжский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области» от уплаты земельного налога освобождены ветераны и инвалиды боевых действий, родители и супруги военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Налоговая льгота применяется, начиная с уплаты земельного налога за налоговый период 2024 года.
Глава муниципального образования К.А. Казачков
Исполнитель Г.А. Турутина